2 октября 2013 г.

Четыре часа

В статье «Похвала праздности» у Рассела ключевое — четырёхчасовой рабочий день:

«В мире, где никто не вынужден работать более четырёх часов в сутки, каждый, кто обладает научным любопытством, будет способен удовлетворить его. Каждый художник будет в состоянии рисовать, не умирая с голода, каковы бы ни были его рисунки. Молодые писатели не будут вынуждены привлекать к себе внимание сенсационными китчами, написанными с целью приобретения экономической независимости, необходимой для монументальных работ, — к которым, когда время наконец подходит, они теряют склонность и способность. Люди, в своей профессиональной деятельности заинтересовавшиеся каким-либо аспектом экономики или управления, получат возможность развить свои идеи без академической обособленности, нередко делающей работы университетских экономистов далёкими от реальности. Врачи получат время для изучения прогресса медицины. Учителя не будут раздражённо пытаться преподавать привычными методами вещи, изученные ими в юности и с тех пор признанные неверными.

Кроме всего прочего, взамен издёрганных нервов, усталости и расстройств пищеварения придут счастье и радость жизни. Обязательной работы будет достаточно, чтобы сделать досуг приятным, но недостаточно, чтобы вызвать изнеможение. Если люди не будут утомлены в свободное время, им подойдут не только пассивные и пустые развлечения. Минимум один процент будет, вероятно, посвящать время, свободное от профессионального труда, занятиям, имеющим некоторую общественную важность, и здесь незаурядность человека сможет проявиться невозбранно, поскольку от этого не будут зависеть средства к существованию, и не будет нужды подчиняться нормам, установленным седобородыми учёными мужами. Однако преимущества досуга проявят себя не только в этих исключительных случаях. Обычные мужчины и женщины, получив возможность жить счастливо, станут более дружелюбными, менее назойливыми и менее склонными смотреть на других с подозрением. Тяга к войне отомрёт частью по этой причине, а частью потому, что война будет влечь за собой долгую и тяжёлую работу для всех. Из всех моральных качеств мир больше всего нуждается в миролюбии, миролюбие же — следствие спокойствия и безопасности, а не жизни, наполненной энергичной борьбой. Современные способы производства предоставили возможность спокойствия и безопасности для всех. Мы избрали, однако, изнурительную работу для некоторых и недоедание для остальных. Вплоть до настоящего момента мы продолжаем быть столь же энергичными, какими были до появления машин. Здесь мы проявили неразумие, однако нет причины быть глупцами вечно». (Конец цитаты).

О желательности 4-часового рабочего дня до Рассела говорили Кампанелла, Джон Литгоу, Чехов, а Спенсер писал, что «труд не должен переходить те пределы, когда он вызывает расстройство организма», и ещё что «нам уже достаточно проповедовали «евангелие труда», пора уже проповедовать евангелие досуга». Бэкон, Маркс, Энгельс проповедовали хотя бы 8-часовой рабочий день.

Тяжёлая трудовая жизнь может лишить людей не только возможности раскрыть таланты и постичь себя, но и самой возможности об этом задуматься. У человека будет попросту отнято то, что мы называем свободным временем.

Недаром о пролетариате писал не кто-нибудь из утомлённых пролетариев, малограмотных и работавших по 12 или 14 часов в сутки, а писали Маркс и Энгельс, имевшие для научной деятельности время и средства. «…тот класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть вместе с тем и его господствующая духовная сила», — указывали они («Немецкая идеология»). А о новом индустриальном обществе поведал миру не заводской работяга, а Джон Гэлбрейт, бывший преподавателем в Калифорнийском университете, в Гарварде и Принстоне, членом редколлегии «Fortune», послом в Индии, президентом Американской экономической ассоциации.

1 комментарий:

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.